понедельник, 28 марта 2011 г.

Рунет

Некоторое время назад познакомилась я с любопытным ресурсом http://rukv.ru/ . Авторы ресурса предлагают всем желающим составить свое собственное впечатление о Рунете и составляющих его сайтах. В силу наличия значительного количества свободного времени и любопытства, я решила последовать этому совету и составить свое собственное впечатление о сайтах доменных зон .ru и .su.
На это ушла примерно неделя времени и более тысячи просмотренных сайтов.
И так, мои выводы.
1. Самым распространенным сайтом в сети является страничка поиска с сообщением, что данный сайт не найден.
2. Второе место по популярности честно поделили между собой сообщение об окончании делигирования домена и сообщение о том, что сайт находится в разработке и вот-вот уже будет выложен. Как правило, дата, когда проект в теории должен был стартовать, располагается где-нибудь в недалеком прошлом, скажем, в 2008 году.
3. Это самый интересный пункт – живые сайты, на которых есть хоть какой-то контент ну и то, что владельцы считают дизайном. На этом пункте мы и остановимся более подробно.
И так, что же представляет собой зона Рунета? А представляет она собой, дамы и господа, зрелище довольно печальное. Общее впечатление таково, что подавляющее число сайтов нарисовано либо слепоглухонемым капитаном дальнего плавания, при чем непосредственно во время плавания и в шторм, либо учеником третьего класса школы для альтернативно одаренных, при чем на черно-белом мониторе и с использованием только кодов цветов – не глядя.
Господа коллеги-дизайнеры, я конечно все понимаю, что большинство клиентов действительно крайне альтернативно одарены, но зачем же так откровенно идти у них на поводу? Ну научитесь уже наконец доносить до клиента не замысловатую мысль о том, что вы лучше знаете как сделать… Или таки не знаете? Зачем писать серо-розовым по серо-градиентному фону статью на 3 тысячи символов? Вы вообще понимаете, что это невозможно будет прочитать?
Кстати, о возможности прочитать. Судя по всему, большинство дизайнеров и вэб-мастеров очень сильно дорожат местом на своих сайтах. Иной причины, почему на подавляющем числе сайтов шрифт по умолчанию 8, а то и меньше, я придумать не могу. Конечно, ведь места так мало, а букв – так много, надо написать помельче. А посетители ничего, чай не сахарные, кому мелко будет – пусть сами увеличивают, не переломятся чай. В конце концов, разве ж наши геройские вэб-мастера делают сайты для каких-то там глупых посетителей?
Шаблоны, как много в этом слове… Только не подумайте, что я осуждаю их использование. Наоборот, если человек сам не в состоянии нарисовать что-то интересное, почему ему не воспользоваться готовым, уже нарисованным кем-то дизайном? Это даже хорошо, хотя бы потому, что делает Интернет красивее. Но это на первый взгляд. А на второй – шаблоны все же надо хоть чуть-чуть изменять под себя. Иначе в результате мы видим вот такие вещи

А иногда и вовсе в незаполненных полях видим типовой текст, которым принято заполнять шаблоны у иностранных дизайнеров «lorem ipsum…». По меньшей мере – это удивляет, а часто просто возмущает. Ну вот скажите, уважаемые, вы бы заказали что-то в интернет-магазине, владелец которого даже не удосужился заполнить название магазина?
Соответствие дизайна и содержания – тоже очень волнующий момент. Заходим на сайт. Черный фон, золотые вензеля, переливы бордо и кофейных оттенков. Гостиница? Ночной клуб? Сайт проституток? Ан нет, транспортная компания… Яркие кричащие тона, цветочки-бабочки. Детский сайт? Дамский? Нет, фармацевтическая компания. Строгий сайт в серых тонах, никаких элементов дизайна, простые кнопки. Деловой сайт? Производственная компания? Нет, это сайт дизайн-бюро. Разумеется, такое встречается не постоянно, и чаще всего, владельцы сайта все же задумываются о том, как выглядит их сайт. Но увы, это далеко не всегда так.
Следующий «радующий» пункт – это географическая привязка. Понятно, что совершенно не важно, где конкретно находится интернет-магазин или информационный портал. Но вот сайты, допустим, контор по починке компьютеров, без указания каких-либо географических привязок и с указанным только сотовым – это сказка. Или эти мальчики-ремонтники готовы выехать по первому зову в любой конец нашей великой и необъятной? Тем же часто грешат строители и вообще многие фирмы, оказывающие услуги. Часто нигде на сайте нельзя определить место нахождения организации. В лучшем случае, в разделе контакты обнаруживается городской телефон с кодом, по которому уже можно определить город.
Еще один сильно впечатливший момент – «сапожник без сапог». Открываешь сайтик, чаще всего, вида pupkin.ru, а там фактически голая страничка, иногда с какой-нибудь цветной полосочкой кислотного цвета или иным «элементом дизайна» и текстик, я мол Вася Пупкин и принимаю заказы на разработку супер-сайтов. Ну адресок там, иногда еще телефончик. Они что, правда думают, что глядя на это убожество все оптом ломануться делать у них заказы? Иногда, впрочем, еще присутствует ссылочка на портфолио, обычно тоже убогенько оформленное и содержащее пяток сайтов, намалеванных не иначе тем самым слепоглухонемым капитаном, упомянутым выше.
Реклама на сайтах – это отдельная и очень печальная песня, больше похожая на стон. Часто и густо реклама занимает в 3-4 раза больше места, чем собственно, полезное содержание сайта. И ладно бы этим грешили разномастные некоммерческие или близкие к ним сайты. Часто у интернет-магазинов сторонняя реклама занимает куда больше места, чем информация о своих товарах. Про навязчивые всплывающие рекламки я вообще молчу. Хотя тут вынуждена признать, у нас с ними как раз еще дела обстоят сносно. Довелось мне как-то посетить несколько польских ресурсов, так там на одну страницу приходится не 1, а 3-4-5, а то и более всплывающих рекламок, которые либо сложно закрыть, либо вообще невозможно. Так что в этом смысле мы далеко не впереди планеты всей.
Названия. Это даже не песня. Это опера. В трех актах. Примеры приводить не буду, чтобы не дай бог не возникло причин для разнообразных обвинений в мой адрес. Но говорить в общем и целом вроде как пока не запрещено. Я сейчас говорю даже не про доменные имена, а про названия различных организаций. Разумеется, эта проблема характерна не только для интернет-реальности, но и для нашей жизни в целом. Но сеть отражает нашу реальную жизнь под несколько иным углом, это своего рода призма, позволяющая взглянуть на жизнь иначе, со стороны.
К названиям так же можно отнести и следующий момент, на который я не могла не обратить внимание – это их полное отсутствие. Очень часто заходя на сайт мы просто вообще не видим никакого заголовка, никак не обозначена тема ресурса или хотя бы его направленность. Сайт начинается резко и, что называется без объявления войны, с каких-то новостей, а иногда и вовсе просто со списка номенклатур деталей, что особенно характерно для производственных предприятий. Даже название фирмы фигурирует где-то в середине страницы и часто просто не видно на первом экране. Что это и зачем – догадайтесь сами. Даже если я вдруг действительно ищу продукцию данного предприятия, я могу оказаться не специалистом в этих вопросах и не пойму, что это именно то, что было нужно, просто потому, что нет никаких подсказок. Понятно, что люди, погруженные в тему не нуждаются в подробностях и не видят смысла писать их для других – тут же и так все очевидно! Интересно, сколько потенциальных заказчиков они на этом теряют?
Местечковые сайты – официальные сайты городов и весей нашей необъятной родины. О, это вообще отдельная и крайне больная тема. Судя по их внешнему виду, там постарались уже не только те альтернативно-одаренные дети слепоглухонемого капитана дальнего плавания на черно-белом мониторе, но и их кошки, собачки и хомячки. При этом, вся эта живность тоже была крайне альтернативно-одаренной. Шикарное сочетание синих букв 6-м кеглем на желтом фоне с мигающими и переливающимися всеми цветами радуги гифками – вот средний вид такого сайта. При этом, размеры и расположение города особого значения не имеют. Разумеется, даже среди этих фонтанирующих «креативом» «щедэвров» изредка встречаются если не достойные, то хотя бы воспринимаемые без слез сайты, но увы и ах. Да что уж далеко ходить, официальный сайт моего родного города – тот же «щедэвр», не взирая на наличие в городе радиотехнического вуза, в котором имеется целый факультет вэб-дизайна.

Все выше сказанное вовсе не означает, что положение дел в Рунете совсем уж печально. Разумеется, это не так. Слава всем, нормальных, грамотно сделанных и прилично выглядящих сайтов много, и среди активно посещаемых их, разумеется, большинство. Я не берусь сравнивать состояние дел в Рунете с другими доменными зонами, возможно, что там дела обстоят аналогично. Просто хочется верить, что может этот обзор прочитает кто-то из владельцев сайтов, кому это поможет устранить недоработки, или кто-то из тех, кто только планирует обзавестись сайтом и это тоже поможет ему в работе над макетом. И вообще, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но на проблемы и ошибки надо указывать, потому что часто их невозможно увидеть самостоятельно и они будут повторяться раз за разом.

2 комментария:

  1. обзор оченть неплох, спасибо заполноту раскрытия темы.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный30 мая 2011 г., 0:11

    с первый пункт сплошь и рядом встречается
    второй тож встречался (бесит бывает даже)
    третий.... бывали моменты когда хотелось послать куда подальше....
    до таких дизайнов даже, я чайник, не додумаюсь...

    Обзор хорошо характеризует сегодняшний Рунет.

    ОтветитьУдалить