вторник, 5 апреля 2011 г.

Почему мы – не они

Много, часто и по-разному поднималась тема разницы в менталитете русских и американцев. Причем и русские и американцы подразумеваются как люди, родившиеся и высшие либо в России, либо в Штатах, без привязки к как таковой национальности. Попробую поднять ее еще раз. В этой блоговой системе есть забавная кнопка «следующий блог», вон она наверху окошка расположена. Нажимаешь на нее и попадаешь в какой-нибудь другой блог, хотя, честно говоря, я так и не поняла, по какому же принципу они предлагаются. Методом ненаучного тыка мне удалось попасть в американскую часть блогспота. И уж я этим воспользовалась во зло – шастала там пока мысли уже из ушей не полезли. И поняла точно только одно – мы не они. И не сможем мы быть ими, а они – нами. И не потому что кто-то там тупой, как говорит Михаил Николаевич. Нет. Никто не тупой на самом деле. Просто мы разные по своей природе. Мы как серые и черные крысы – между собой скрещиваемся, но живем по-разному.

Во-первых, это безумная семейность. Не думаю, что в русскоязычной блогосфере можно найти много блогов семей. Типа там блог семьи Ивановых: Петя, Нина, Вася и Наташа – мы дружная семья! Вот мы пошли в парк погулять и увидели белку! Ух-ты! Мы же увидели белку! А вчера мы все вместе пекли печенье и все уделались в муке! Ура! Печенье нифига не получилось, но зато все счастливы и все в муке! И все это с фотографиями, подробно отображающими указанные процессы. Вот вряд ли много таких блогов у нас, русских. Может быть и можно найти пару-тройку, но это скорее исключение, чем норма бытия. А у американцев – норма, таких блогов тысячи. Для них семья – центр их вселенной.
Во-вторых, буйная помешанность на детях. Да, у нас сейчас тоже многие ставят в центр своего мира детей. Но там это возведено буквально в культ. Забеременев, будущая мамаша радостно заводит блог имени своего будущего дитяти. И начинает вести его с завидной регулярностью, извещая мир о ходе беременности, размещая фотографии, а то и видео с УЗИ. Ну что б все знали, что она там не урода и не дебила носит, судя по всему. Все это обильно перемежается ее рассуждениями о своих переживаниях, связанных с будущим ребенком. Это же важно, это все-все должны узнать. Потом следуют фото, а то и видео с родов. Отношение американцев к родам – это вообще нечто особое. Никогда не забуду, как наши канадские преподаватели, вернувшись из очередного отпуска, радостно оповестили нас, что их дочь родила очередного (четвертого или пятого, не помню) ребенка, и что они сейчас нам покажут видео родов. Они так и не смогли понять, почему мы все отказались смотреть, а некоторым особо-впечатлительным студентам (в основном мужеского полу) стало дурно даже от фотографий. У них там это норма жизни. На родах присутствовала вся семья, включая старших детей роженицы дошкольно-младшешкольного возраста. Нам такого не понять, пожалуй. Но вернемся к нашим баранам, блоггерам. Когда ребенок появляется на свет, начинаются регулярные фото и видеоотчеты о его развитии, все максимально подробно, с десятками фото, публикуемых через каждые несколько дней. Подробные повествования обо всех аспектах бытия младенца и его матери. Все выносится на обозрение с максимальным количеством подробностей. А уж если ребенок, не дай Б-г, больной… блог мгновенно раздувается в двое-трое. Подробнейшие описания болезни, лечения, отношений с врачами, няньками и прочими. И характерные фразы типа «Джонни (Тимми, Бобби и т.п.) слепо-глухо-немой! Давайте все за него помолимся!», «Лизи глухая, но боженька ее не оставит!». Тема молитв и боженьки особенно характерна для блогов, ведущихся «от имени и по поручению» детей. Что автоматически переводит нас к следующему пункту – отношение к религии.

Пункт третий: религия. Найти религиозные блоги в русскоязычной блогосфере – не проблема. Как говорится, чего бы хорошего. Но и тут возникает различие. Для наших людей характерна категоричность – кто не с нами, тот против нас. У американцев это практически отсутствует. Они просто постоянно упоминают боженьку, к месту и нет. У них вообще состоять в какой-либо религиозной общине – скорее признак определенной социальной группы, нежели религия как таковая. Они не то, чтобы верят в бога, они скорее просто слабо представляют как это – НЕ верить. Их с детства воспитывают в определенной, достаточно ритуализованной среде. В принципе, до революции у нас было тоже самое, большинство людей на самом деле не были религиозными, они просто не представляли, что можно иначе себя вести. Ты должен ходить в церковь, ты должен выполнять в бытовой жизни определенные действия. Никто особо не вдумывался в их значение. Но у нас эта традиция была разрушена 70-ю годами правления коммунистов. А в Америке – осталась. И за эти 70 лет успела еще более ритуализироваться, по сути дела, став чем-то бессознательным. По сути дела, если свести все к минимуму, у нас, чтобы считаться нормальным, нужно стараться максимально держать свои религиозные взгляды при себе. А у них – строго наоборот. Хочешь считаться добропорядочным гражданином? Заяви о своей принадлежности к той или иной церкви, живи жизнью своей общины, показывай всем и каждому, что ты придерживаешься именно этого религиозного течения. Это нравится обществу, это нравится работодателям, это работает как определенная социальная метка «Я СВОЙ, Я ПРАВИЛЬНЫЙ». В свое время мне довелось довольно много общаться с мормонами, да-да, теми самыми мальчиками в белых рубашках и с бэйджами, которые пристают к людям на улице. Большинство из них верующие не больше, чем я. И приехали на это свое «служение» в основном не собственной воле. В их церкви так устроено, если хочешь получить высшее образование, докажи, что ты истинно верующий, проведи определенное время, проповедуя свою религию среди людей иной веры. Среди ребят, с которыми я общалась, были даже такие, кто попытался улизнуть от этой обязанности, поступив в университет где-нибудь в другом штате и скрыв свою принадлежность к мормонам. Когда это раскрылось, их отчислили и вернули представителям церкви, которые в наказание отправили их на двойной срок служения в Россию. Там это воспринимается как страшное наказание.

Так что да, религиозность сквозит из каждого третьего американского блога просто таки со страшной силой. Но при этом назвать их бурно верующими, а тем более, религиозно-нетерпимыми нельзя, скорее уж наоборот.
Четвертая отличительная тема – инвалиды. У меня есть русские друзья-инвалиды. В большинстве своем они старательно скрывают этот факт, раскрываясь очень редко и неохотно. Причина тому негативное отношение нашего общества к людям с физическими недостаткам. Ни для кого не секрет, что в нашей стране инвалиды ведут весьма ограниченный и замкнутый образ жизни, по причине не только отсутствия в наших городах возможностей для передвижения людей с ограниченными возможностями, но и в немалой мере из-за того, что выйдя на улицу рискуют подвергнуться открытым оскорблениям и унижениям со стороны наших милых любвеобильных сограждан. Совсем недавно мне довелось помочь слепой женщине остановить нужную ей маршрутку и помочь в нее сесть. Мне было откровенно стыдно, когда несчастная женщина со слезами меня благодарила за такую мелкую услугу. А еще больше было стыдно за полдюжины хорошо одетых теток среднего возраста, которые тоже стояли на остановке, но даже не пошевелились, чтобы помочь несчастной слепой женщине. Они смотрели на нее как на что-то мерзкое, как на слизня какого-то. А когда я подошла, чтобы помочь, это же выражение крайнего отвращения распространилось и на меня…

В Штатах инвалиды не прячутся за семью замками. Скорее уж наоборот. Американская блогосфера буквально пестрит разнообразными блогами с заголовками вида «Моя активная глухая жизнь» или «Мои путешествия в инвалидной коляске». Меня просто поразили фотографии с коллективной охоты людей в инвалидных колясках. Да-да, я не описалась и еще не сошла с ума. Эти люди охотились, и весьма успешно, кстати. Что уж тут говорить про спорт или какие-то менее экзотические виды активности.

Да, мы разные. Нет среди нас хороших или плохих (ну кроме частных случаев, я сейчас в среднем говорю), нет тупых или «острых». Эта разница носит слишком глобальный характер. Наши общества разные до противоположности. И именно в этом кроется вся глубина взаимного непонимания, а иногда и неприятия. И перешагнуть через эту пропасть не просто, а зачастую, и вовсе невозможно. Но можно попробовать просто принять друг друга такими, какие мы есть, без попыток перекроить других под себя. Жаль, что пока только немногие способны на такой поистине подвиг.

2 комментария:

  1. Я думаю, если бы у нас были условия для людей с ограниченными возможностями, они бы меньше сидели дома, другие бы чаще их видели и, возможно, неприятия было бы меньше. Но кто ж будет тратить деньги на правильные пандусы и т.п.

    Я помню, читала обсуждение где-то про то, что на финских улицах много людей в колясках, мол, больная нация. А они не больнее нас, просто тут в метро и торговых центрах есть лифты для них, специальные туалеты и т.п. Вот и живут как все, а не прячутся невольно..

    Я бы посмотрела на тех, кому инвалиды неприятны, если бы с ними или их близкими что-то случилось, и они поменялись бы местами...

    ОтветитьУдалить
  2. А я полагаю, что это как раз очень взаимосвязано. Необустроенность наших городов для инвалидов - следствие отношения к ним. Там вон выше я показывала фотки с "пандусом", который наши деятели соорудили на входе в крупный магазин. Буквально на днях наблюдала, как туда пыталась заехать женщина с коляской. Выход оттуда я тогда проанализировала, а вот вход - как-то не догадалась. Это оказалось таким редкостным квестом... Представляю, с какими бы сложностями столкнулся на входе туда человек на инвалидной коляске... А все почему - потому что нашим людям на это пофик, они не рассматривают инвалидов как людей... И это очень и очень прискорбно...

    ОтветитьУдалить