вторник, 2 августа 2011 г.

По чужим мотивам

Что-то я в последнее время пишу в основном по чужим мотивам. Видимо, свое воображение с в связи с жарой иссякло. Вот и сегодня опять. Прочитала я тут недавно вот этот пост из блога "Мы и они". И вспомнилось мне мое собственное детство в 90-х... Странное было время. Крайне тяжелое, сложное. Но в то же самое время, был во всем этот какой-то такой элемент романтики.



С середины 80-х годов в нашем городе существовал книжный рынок. Точнее, он и до того существовал, но на совсем уж подпольных началах. с приходом Перестройки все стало чуть легче, но все равно "книжников" периодами гоняли, они ныкались по углам. Помню, когда мне было лет 7 или 8 я уговорила отца взять меня с собой, когда он шел менять книжки на такой книжный "рынок". Это было все как-то потихоньку, за кустами, не повышая голоса, с оглядкой...
А в начале 90-х с развалом Союза стало уже можно все и рынок стал существовать как вполне реальная торговая единица, желающие продать или обменять книги, нумизматы и прочие коллекционеры собирались по выходным на танцплощадке местного парка культуры имени отдыха. И где-то года с 92-го и мы с родителями стали стоять нам на постоянной основе. Сначала все это представляло собой скорее что-то вроде клуба по интересам. А потом... потом перестали платить зарплаты... И это стало источником дохода.

И вот, каждое воскресенье мы вставали рано утром и, если не было дождя, ехали на этот рынок с несколькими здоровенными сумками с товаром. В основном распродавали свои запасы. Перед этим неделю перебирались книжки, выбиралось то, что не жалко продать... Жалко на самом деле было почти все, но выхода особого не было - жить то с чего-то надо. ну и старалась как-то подзаработать копеечку. Тогда в моду вошло собирание пачек от импортных сигарет и банок из-под импортного пива. А совсем рядом с нашим домом был первый в городе ночной клуб. Я ходила туда по утрам, и собирала "крутые" пачки и банки, старательно обходя пятна, а иногда и лужи крови. Странно, но тогда, в детстве это как-то совсем не пугало, скорее вызывало любопытство. В те времена даже эти баночки и пачечки, а так же календарики, вкладыши и еще тонны всякой мелкой фигни приносили какие-никакие деньги.

Постепенно, с годами выяснилось, что "коммерсанты" из моих родителей аж никакие. Они же интеллигенция, все из себя приличные. Цены поднимать боятся, торговаться стесняются. А я, тем временем, подрастала, наблюдая всю эту жизнь изнутри. В 94 или 95, уже и не помню, году, один из бывших торговцев нашего рыночка, который к тому времени вырос до того, что открыл свою торговую точку при крупном магазине, предложил отцу поторговать "от хозяина". И вот тут началось самое интересное. первые 2-3 выхода прошли что называется с отрицательным результатом. Родители просто не в состоянии были так торговать. Мама просто терялась, а папа начинал судоржно высчитывать на калькуляторе, сколько жеж взять с клиента. Многие психовали и просто уходили. А у меня этих проблем не было. Я просто на глаз оценивала платежеспособность клиента и называла произвольную сумму, честно глядя "большому дяде" в глаза. Тогдашние "большие дяди" в малиновых пиджаках и зеленых штанах радостно выкладывали за "книжки про солнцевскую братву" совершенно произвольные деньги, на самом деле, чем больше - тем лучше, это же КРУТО! Так и повелось. Мы приходили на "точку", раскладывались, платили за место и родители просто уходили от греха чем дальше, тем лучше. И я оставалась наедине с товаром и покупателями. И примерно год, пока продолжалось все это действо, имела вполне приличные заработки.

Но постепенно, на фоне волны подъема предкризисных лет рынок захирел. Начали открываться настоящие книжные магазины, за книгами уже не надо было ездить черти куда, все можно было купить в многочисленных книжных лавочках... Да и с зарплатой как-то полегчало.
Так что в один прекрасный день мы просто перестали ездить на книжный рынок.

Интересные были времена. Странные, местами страшные. Но интересные. Мне кажется, что современная жизнь может быть и значительно более благоустроенная, но и более скучная. Может я и не права. Жизнь покажет :)

14 комментариев:

  1. Свою домашнюю библиотеку собрал в конце 80-ых и начале 90-ых, выстаивая в огромных очередях книжных магазинов. Учились мы во вторую смену, поэтому утром можно было дождаться открытия магазина и добежать к столику со свежепривезенными книгами. Хватали все подряд, а потом смотрели, что схватили. Мы не ходили по одному и если 6-7 человек атаковали магазин, то своих не обижали, делились тем, что взяли. Кто-то какие-то книги мог купить и раньше, но запас беды не чинил. Лучшим подарком тогда была хорошая книга. Ноя бы не хотел видеть больше тех "интеллигентов", которые дрались за книгу и вырывали ее друг у друга из рук.

    ОтветитьУдалить
  2. Боюсь, что у нас в конце 80-х на волне перестройки все имевшиеся книжные сначала захирели, а потом под натиском волны нового "дикого" бизнеса закрылись, чтобы открыться уже "коммерческими" магазинами, торговавшими по обычаю тех лет всем подряд, от жвачек до телевизоров...
    Новые книги привозили в основном из столицы, реже из Ростова, в основном местного издания, мягко говоря, не блиставшего качеством...

    ОтветитьУдалить
  3. Продавцы книжных магазинов делали свой бизнес, но какую-то часть в магазине нужно было выбросить. В утренние часы большинство граждан на работе было, поэтому мы просекли эту фишку и собирали книги. Я посню, как охотился за "Мастер и Маргаритой" Булгакова и купил, однако. В Гродно книг завозилось много. Да потом они выставлялись по коммерческим ценам, но я свои привозил домой. Мать всегда возмущалась, что я опять все деньги потратил на книги, а не на еду, но таков был мой выбор. )))

    В 90-ом году я пошел работать, а книжный магазин был рядом, всегда видели привоз и тоже приходидось стоять в очереди, но позже подружился с продавщицей книжного магазина и книги доставал из под прилавка. Тоже правда. ))) Иногда покупал все, что предлагали, даже "Унесенные ветром" Митчел были куплены и не в одном экземпляре. С сокурсниками переписывались и по почте пересылали большие бандероли того, где кто чего добыл. )))

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Ну уважаемый, не путайте областной центр союзной республики с заштатным городком в РСФСР. Не мне вам рассказывать, что снабжались они на совершенно разных основах. У меня вот муж с Украины, так для него были откровением мои рассказы о том, чего у нас тут не было. Мой рассказ о том, что тут не было даже тетрадок и за ними надо было стоять в сумашедших очередях, и что выдавали их в ограниченном количестве в одни руки, стал для него просто шоковым.
    А для меня самой в 88 году, в возрасте 8 лет, шоком была поездка с бабушкой в Донецк, где в магазинах было все - и игрушки, и одежка, и книжки... А так же конфеты и прочие вкусные вещи довольно спокойно присутствовали в магазинах. А у нас магазины стояли пустые... Чтобы купить продукты или одежду или еще что-то нужное, ездили в ту самую Донецкую область, благо, до нее всего 60 км. Достаточно было доехать до любого крупного села сразу за границей области, и сразу наступало царство изобилия...

    ОтветитьУдалить
  6. Помню, я в детстве любую денежку на книжки откладывала :) Хотелось мороженого-жвачек-шоколадок, но нет, сначала книги :))

    ОтветитьУдалить
  7. Да... помню, в 14 лет первый раз в Москву попала. А там... а там такие книжки, какие нам тогда в нашей деревне Таганроговке и присниться не могли... А денег то почти не было... ну все равно, на что-то там выкроили, хотя уже почти и не вспомню на что, столько лет прошло...

    ОтветитьУдалить
  8. А мы сдавали макулатуру, чтобы купить за свои деньги книжки! Макулатуру мы "подрабатывали" - разбирали журналы и газеты на листочки и в них вкладывали распечатки, которых было немеряно, но их в пунктах сбора макулатуры почему-то не принимали!

    ОтветитьУдалить
  9. Тоже помню такие времена. Книжки за макулатуру. Дефицит был на них. Один раз отнесла несколько книжек из школьной программы в скупку в магазин, дали мне рублей 25. Брат мой возил книги из Москвы в Питер, подрабатывал у знакомого.
    Сейчас-то книжный рай, еще цены поменьше были бы на книги.

    ОтветитьУдалить
  10. Распечатки? Чего?

    Елена, цены на литературу разные. К тому же, не знаю как у вас там, а у нас сейчас довольно много стало букинистических лавочек. Сама иногда что-то в них отношу и довольно часто покупаю. Туда часто попадают почти новые книги, которые люди прочитали и не хотят по каким-то причинам оставлять у себя. Я так уже весьма солидное количество томов Агаты Кристи прикупила, например. Да и много чего еще интересного :)

    ОтветитьУдалить
  11. Использованные распечатки с ЭВМ - километры выбрасывались неизвестно куда, а мы подпольно отправляли на переработку! :)

    ОтветитьУдалить
  12. А, ну я такие времена не застала :) Да и никто в семье к таким делам не имел отношения.

    ОтветитьУдалить
  13. Да-да, вы совсем другими делами занимались...

    ОтветитьУдалить
  14. Ну, дорогая, времена тогда такие были...

    ОтветитьУдалить